Язык как инструмент познания  

Язык как инструмент познания

Работа по инструкции

Как только у ребенка сформировался базовый словарный запас, начинайте обрабатывать в общении с вашим малышом механизм «обратной связи». Слова, уясненные ребенком, должны постоянно быть в обороте, причем если первое время они участвовали в обороте в виде штампов, то в последующем фразы должны приобретать качества оперативности, гибкости, вариабельности.

Что это значит? Это значит, что как только речевой штамп был ребенком закреплен, многократным повторением на одном и том же примере, начинайте расширять «географию» его использования.

Если раньше фразу с участием глагола «положи» ребенок преимущественно употреблял в отношении ситуации, когда ему необходима была помощь в возвращении пустого бокала из-под напитка на стол, то через некоторое время вы обратитесь к ребенку с предложением положить в шкаф ботинки, например. Помогите ребенку воспринять инструкцию, знакомую по привычной ситуации, жестом напоминая смысл употребляемого глагола.

Превратите выполнение поручений в веселую игру, когда вы будете называть ребенку действие, а он его будет производить, проговаривая ход его выполнения.

При этом руководствуйтесь следующими правилами:

1. Правильно ставьте задачи для ребенка, усложняя их постепенно.

2. Начинайте с того уровня сложности, который ребенку, что называется, «по зубам»: малыш должен втянуться в игру, а потому первые задачи он должен щелкать как орешки, а не ломать над ними голову.

3. Говорите медленно, комментируя каждое слово жестами и мимикой в качестве подсказок (см. примеры ниже).

4. Первые «инструкции» должны отвечать требованию наглядности, а значит, задаваться в настоящем времени и соответствовать той бытовой ситуации, в которой ребенок находится («открой дверь», «возьми ложку»). Причем эти инструкции должны содержать призыв к физическому действию; следом начинайте практиковать инструкции, требующие вербального участия, например («поздоровайся», «ответь»).

5. Первое время для исполнения сложных, многоступенчатых действий используйте схемы и ящички с последовательно расположенными необходимыми для выполнения инструкции предметами или наглядными подсказками.

6. Начиная работу с ребенком по новой схеме, сужайте дистанцию с ним до 10-20 см. Малыш должен буквально читать по губам, чтобы понять, о чем вы говорите. При этом не исключаются жестовые и мимические подсказки.

7. Постепенно начинайте использовать в работе подсказки-ассоциации. То есть не явные прямые, а косвенные подсказки. Например, если ребенку необходимо назвать (описать) аквариум, в качестве подсказки обозначения его формы (круглая) и свойства материала исполнения (стеклянный, хрупкий) вы можете показывать ребенку круглое яблоко и хрупкий стеклянный бокал.



8. Начинайте с отработки инструкций, требующих от ребенка движения, демонстрации механической памяти (с проговариванием действий), и постепенно подводите ребенка к необходимости исполнения инструкции на слух, без подсказок, соблюдая статичную позу, сидя за столом.

9. Переходя к выполнению озвученной выше задачи, пользуйтесь прототипами, наглядными макетами (см. игры ниже).

В процессе обучения работе по инструкции ваша задача прежде всего научить ребенка мыслить абстрактно, логически, упорядочивать действия. Потому что, только овладев вышеперечисленными способностями, малыш сможет на слух воспринимать ваши указания и исполнять многоступенчатые задачи, добиваясь поставленной цели.

Примеры игр для развития способности работы по инструкции, которая, вне всякого сомнения, понадобится ребенку для адаптации в коллективе, предложены ниже.

Игры для отработки навыков работы

По инструкции в процессе развития речи

Арбуз

Суть игры. Здесь малыш учится связной речи, построению логической цепочки, абстрактному мышлению в процессе работы по инструкции.

Пользуемся прототипами (большая кукла — мама, маленькая кукла— ребенок), чтобы отработать связную речь в работе по инструкции. Познакомьте кукол: вы говорите за большую (маму), ребенок отвечает за маленькую (ребенка). Теперь ставьте ребенку простую задачу (от имени куклы): хочу арбуз (принеси мне арбуз). Помогите ребенку разобраться с последовательностью действий, необходимой для выполнения задания, используя схемы и ящички. Все действия проговаривайте: я (маленькая кукла) пошла в магазин, купила арбуз, принесла домой, помыла, порезала— можно есть. В процессе игры впоследствии убирайте реквизит из последовательно расставленных ящичков, к которым ребенок обращается, чтобы восстановить хронологию событий, отходите от необходимости использовать схемы.



Необходимые материалы в ящичках (на схеме). Две куклы (большая и маленькая), вырезанный арбуз, вырезанный из картона нарисованный магазин.

Аквариум

Суть игры. Инструкции бывают разные: данная — способствует развитию речи, логики и абстрактного видения. Покажите ребенку плакат с изображением аквариума с рыбкой, не заглядывая в картинку. Задача малыша описать вам увиденный предмет, вы должны его отгадать по описанию ребенка. Чтобы помочь крохе, используйте подсказки-ассоциации. До начала игры обратите внимание малыша на разложенные в ящичках предметы, попросите дать им краткую характеристику согласно заданному критерию (форма яблока - круглая; свойство материала бокала - хрупкий, стеклянный и т. д.). Приступая к игре, молча демонстрируйте ребенку подсказки-ассоциации, помогающие ему составить рассказ, о загаданном предмете (аквариуме).

Необходимые материалы в ящичках (на схеме). Яблоко, стеклянный бокал, кружка с водой, заводная рыбка.

Рассказ по картинке

Суть игры. Покажите ребенку картинку (например, вечер, Машенька возвращается из леса с полной корзинкой ягод, на пороге ее встречают бабушка и дедушка). Картинка должна быть понятной и не отвлекать деталями от основного сюжета. Попробуйте порассуждать вместе с ребенком, что нарисовано на картинке (сначала кратко обозначьте основное — возвращение Маши), затем подключите подробности (возвратилась из леса с ягодами, ее встречают). Разобравшись с тем, что нарисовано, начинайте задавать ребенку вопросы: для кого ягоды, куда Маша возвращается, откуда пришла, что делала в лесу, с кем она ходила, что будут делать с ягодами. Вопросами связывайте изображенный сюжет с событиями прошлого (Маша уходила в лес утром с пустой корзиной) и будущего (бабушка из ягод скорее всего сварит варенье). Теперь восстановите последовательность событий, используя вырезанные картинки (Маши, провожающей и встречающей внучку бабушки, леса, пустой и корзиной с ягодами, банки варенья), разложенные в ящички.

Необходимые материалы в ящичках (на схеме). Рисунок и отдельно вырезанные фигурки. Выберите несложную сюжетную картинку и сделайте ее ксерокопию, из которой будете вырезать фигурки (отдельные предметы также можно дорисовать).

Отгадай, что я делаю

Суть игры. Сначала предложите ребенку изобразить что-то, что у него получится визуализировать: например, как он делает пирожки из песка. Прокомментируйте его действия вместе. Потом предложите загадать действие (предупредите малыша не говорить заранее, что он будет показывать) и снова комментируйте, задавайте уточняющие вопросы - отгадывайте. Теперь меняйтесь местами: ребенок садится в «зрительный зал» и комментирует то, чем вы занимаетесь: слушаете сердечко у куклы, варите суп, следите за порядком в роли полицейского. Первые отгадки могут быть односложными (повар, врач, полицейский), позднее малыш должен пытаться сопровождать речью каждое ваше движение в рамках выбранной роли (берет кастрюлю, кладет овощи, ставит на плиту, мешает, солит, пробует, кормит — это повар!). Попутно задавайте вопросы по теме: например, что нужно сделать (какую последовательность действий провести), чтобы приготовить кашу или купить продукты для супа.

Необходимые материалы в ящичках (на схеме). Соответствующий пантомиме реквизит, разложенный по ящичкам: белый колпачок, стетоскоп, имитация таблетки, кукла (для показа действий врача); лопата, цветок (для демонстрации садоводческих работ); кастрюля, овощи, солонка, половник, тарелка, кукла (для показа действий повара, мамы на кухне) и т. д.

Паук

Суть игры. Выполняя ваши команды, малыш должен класть крышку на ложку, ложку на крышку, крышку на ложку и т. д. Проделав впервые это задание, убедите ребенка на практике, что ложки должны располагаться определенным образом, чтобы изобразить ножки паука. То есть одна ложка должна «смотреть» головой налево, а «хвостиком» направо, вторая — наоборот, а третья и вовсе направлять свой «хвостик» кверху... При построении «нового паука» попробуйте усложнить команды, добавляя в них направление расположения ложки (ложку направо — ручка ложки смотрит направо; ложка вниз — ручка ложки смотрит вниз). При этом вместе проговаривайте все действия ребенка, и через пару минут у вас на кухне появится настоящий четвероногий друг.

Необходимые материалы в ящичках (на схеме). Четыре пластмассовых или жестяных крышки и четыре чайных ложки, расположенные в отдельных ящичках.

Действия в процессе игр, направленных на развитие работы по инструкции, абстрактного мышления и других способностей, за которые отвечает левое полушарие головного мозга, следует непременно сочетать с речью, упорядочивающей эти действия вербально, складывающей их в определенную логически выдержанную конструкцию.

Тренировка постановки

и ответа на вопросы

Работая над пониманием ребенком обращенной к нему речи, необходимо постоянно проверять, насколько работает механизмом «обратной связи» с ребенком. То есть насколько словарный запас ребенка соответствует принципу оперативности и насколько понимания ребенком речи достаточно для построения диалога.

Вопросы понадобятся нам для того, чтобы охарактеризовать упомянутые выше категории и развить их до необходимого уровня. Работа в режиме «вопрос - ответ» помогает ребенку уточнить полученную информацию, поделиться ею, истребовать ее — малыш начинает думать, пользоваться речью как инструментом добычи информации. Как только этот режим заработает в полную силу, наша цель в развитии речи становится близка.

Однако начинать задавать вопросы также необходимо постепенно, грамотно, следуя определенным рекомендациям. Необходимо учитывать, что понимание ребенком обращенного к нему вопроса может зависеть от:

§ выбранного вопросного слова;

§ конструкции вопроса;

§ длины вопроса;

§ темы вопроса.

Иными словами, в ответ на ваш вопрос ребенок может упорно молчать, потому что не понимает смысла самого вопросного слова (чей, зачем, почему), выбранной конструкции вопроса (неправильный порядок слов в вопросе, выбор альтернативного вопроса чаще всего ставят детей в тупик). Излишняя длина, витиеватость фразы или вопрос на абстрактную тему, не знакомую ребенку, также может стать причиной отсутствия понимания. Поэтому задавать вопросы необходимо очень осторожно, соблюдая некоторые правила:

1. Начиная опрашивать ребенка, обращайтесь к интересующим малыша темам, которые ему не только знакомы, но и интересны (лучше всего в данный конкретный момент времени).

2. Первые вопросы должны быть максимально краткими (2—3 слова) и не содержать вопросного слова (пример: «Хочешь есть?»).

3. Показывайте ребенку руками, жестами, что именно хотите спросить (в предыдущем примере: покажите, как работает ложка во время еды, и кивните - «будешь?»).

4. Если у ребенка страдает внимание, сузьте дистанцию между вами до 10—20 см: говорите шепотом, как будто на ушко, но при этом ловите взгляд ребенка.

5. Первый ответ ребенок может не озвучивать, ограничившись кивком, но родитель его обязательно должен прокомментировать словом.

6. Комментируя выбор ребенка, поймайте его взгляд и еще раз кивните, сопровождая кивок словом «да» - пусть это выглядит как игра.

7. Добившись понимания вопроса, задавайте другие аналогичные: тут же, «не отходя от кассы»: уточняя первый вопрос, закрепляйте понимание его конструкции («Хочешь есть?» — да; «суп будешь?» — да; «а котлету?» — да).

8. Если малыш все время отвечает односложно, убедитесь в понимании им конструкции вопроса, поставив такой, ответ на который очевиден. Например, ребенок все время отвечает «да», вы знаете, что он не любит квашеную капусту, поинтересуйтесь, будет ли он ее есть сегодня.

9. Постепенно переходите к вопросам, содержащим вопросные слова. Обязательно выделяйте голосом вопросные слова в предложении.

10. Отрабатывайте понимание вопросительных предложений, содержащих вопросные слова, по вышеприведенной схеме, начиная с коротких, понятных, наглядных и многократно закрепляемых на разных примерах формулировок. Первые вопросы, заданные с использованием вопросных слов, не должны требовать работы абстрактного мышления.

11. Понимание одного вопросного слова закрепляйте многократным повторением на различных примерах, и только добившись и понимания, и употребления ребенком вопросного слова в речи, переходите к изучению новой конструкции.

12. Первое время не нарушайте порядок слов в заученном ребенком вопросе, переставляя слова или используя вопросные слова-заменители (например, «зачем»» заменяя на «почему»).

13. После отработки простых вопросных слов (Кто? Что? Где?) переходите к отработке более сложных для понимания (чей? кому? куда? откуда? сколько?).

14. Следующим этапом пойдет отработка самых сложных вопросов с участием вопросных слов, требующих работы абстрактного мышления, логики (почему? зачем? для кого? из чего? с кем?).

15. В процессе отработки перечисленных в п. 13-14 вопросов следует использовать картинки, чтобы ребенку можно было наглядно показать, где кроется ответ на вопрос.

16. И, наконец, напоследок оставьте работу с альтернативным вопросом. Для его отработки ребенку также потребуется наглядность, поэтому, предлагая ребенку сделать выбор между двумя «или», демонстрируйте варианты ответа в руках.

17. Следите за пониманием вопроса. Если малыш постоянно выбирает последнюю из названных альтернатив, стоит еще раз поработать над пониманием сути вопроса.

18. Не начинайте отработку альтернативного вопроса с выбора альтернативы между абстрактными понятиями («что лучше, вкуснее, красивее?»), задавая вопрос, обеспечивайте максимальную наглядность в настоящем времени («что ты будешь сейчас: помидор или огурец?»).

19. Когда все варианты вопросов для ребенка становятся понятны, переходите к закреплению материала: меняйте штамповые формы вопросов на более гибкие; реальные понятия в вопросах заменяйте на абстрактные; удлиняйте вопросы; задавайте их в разных временах (будущем, настоящем, прошедшем); вводите в них сослагательное наклонение; уточняйте ответ на один и тот же вопрос через различные вопросные слова.

Отрабатывать понимание вопросов легче всего между делом, тогда выполняется требование наглядности, что облегчает понимание вопросов ребенком, и мотивации, что способствует привлечению внимания крохи. Поэтому, просто комментируя свои действия и действия ребенка, чередуйте утвердительные и вопросительные предложения.

Например, помешивая ложкой в кастрюле, вы говорите «я готовлю суп» (рука на собственной груди, акцент на движение руки и на содержимое кастрюли) и тут же спрашиваете «кто готовит?» (помогайте, ответить ребенку указательным жестом руки на себя).

Отрабатывая с ребенком понимание какой-то одной конструкции вопроса или вопросного слова, не задавайте ребенку другие вопросные слова и не используйте иные, не знакомые ребенку вопросные конструкции. Поэтому в вышеупомянутом примере первое время, пока ребенок не задает самостоятельно вопрос к подлежащему, задавайте ему только один вид вопроса, постоянно уточняя «кто готовит?», «кто моет руки?», «кто идет гулять?» и т. д.

Специальные игры помогут закрепить понимание вопросов и научить ребенка их использованию в речи. Особенно верно начинать активно изучать вопросительные конструкции с ребенком во время и сразу после окончания приема курса препаратов, стимулирующих мозговой метаболизм. На фоне приема вышеуказанных препаратов, прописанных ребенку врачом, ребенок особенно разговорчив и быстрее схватывает новые выражения и фразы. Кроме того, качественно улучшается и понимание речи, что повышает вероятность уяснения смысла альтернативного вопроса, вопроса, в котором участвуют различные временные формы, абстрактные понятия или сослагательное наклонение и т. д.

Ниже представлены игры для разного уровня развития речи ребенка.


yazikovaya-igra-v-reklamnom-diskurse-sposobi-i-priemi-realizacii.html
yazikovaya-lingvisticheskaya-klassifikaciya.html
    PR.RU™