Язык как способность говорить. Язык и общество  

Язык как способность говорить. Язык и общество

Язык как способность говорить. Язык и общество

Вспоминаем 2 сестёр, найд. В Индии (Камала).Яз. не перед-ся по насл-ву. Теория И.П. Павлова о 1 и 2 сигнальной системы:1. Впечатл-я, ощущ-я и представления от окруж.ср.!! Вывод:1. Яз. Не природ-е,не биол-е явл-е; 2. Сущ. И разв. Яз.не подчинено з-м природы; 3. Физ.пр-ки чел (расовые) не имеют отнош. к яз.; 4. Яз.обл.только люди – 2 сигн.система, кот. нет у жив.

Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Отметим основные направления влияния общества на язык:

• связь происхождения языка с возникновением человеческого общества;

• социальная обусловленность развития языка;

• социальное расслоение языка;

• социальные компоненты в структуре языковых единиц;

• сознательное воздействие общества на язык и его функционирование.

Происхождение языка было вызвано общественной потребностью.

Социальные факторы воздействуют на язык не прямолинейно: они могут ускорять или замедлять темп языковой эволюции, способствовать перестройке отдельных участков языковой системы.

Ярким примером влияния общества на язык является социальное расслоение языка. В социальной структуре современного русского национального языка выделяются:

• литературный язык;

• территориальные диалекты;

• городское просторечие;

• профессиональные и социально-групповые жаргоны.

воздействие государства на развитие и функционирование языка - языковая политика (нормативных словарей и справочников). Язык играет очень существенную роль в общественной жизни, является основой взаимопонимания, социального мира и развития. Он обладает организующей функцией по отношению к обществу.

Язык и речь

Язык не является врожденной способностью человека – это приобретенная способность. Ребёнок может вообще не приобрести язык. Важный момент в изучении языка – это подражание. Распространение языка на любой территории носит характер болезни, эпидемии. Язык носит надиндивидуал. хар-р, т.к. он обслуживает всех членов общества, но каждый человек обладает свободой выбора тех или иных яз. средств. Выбор зависит от места нахождения, образования, от ситуации, моды, соц.положения, от вкуса, воспитания и др.

Идиалект – индивидуальный вариант языка (твердый ч, фрикат. Г и др.)

Для чего нужен язык : - средство общения, хотя есть и др. средства (дорож.знаки. жесты, мимика);

- средство сохр. и передачи чел.опыта;



- нужен для передачи эмоций, чувств и мыслей.

Язык жив, пока живут люди, говорящие и думающие на нем. Таким образом, язык жив пока жива речь.

Речь – материальная форма существования языка. Язык – это не речь.

1. язык общ, а речь индивидуальна

2. язык абстрактен, а речь конкретна

3. язык идиален, а речь материальна

4. язык не линеен, а речь линейна.

Язык и мышление. Невербальные средства передачи информации

Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности.

Отличие языка от мышления: Мышление 1) отражает действительность; 2) идеально – не имеет свойств материи: массы, протяженности, плотности.

Язык 1) выражает действительность; 2) материален – все его единицы облечены в звуки.

Связь языка и мышления позволяет ему осуществлять коммуникативную и когнитивную функции.

Невербальное мышление не связано с языковым выражением. Этот тип мышления присутствует как у людей, так и у животных. Невербальное мышление проявляется в виде наглядно-чувственных образов, которые возникают в процессе восприятия действительности. Наглядно-чувственные образы формируются на основе ощущений, получаемых нашими органами восприятия.

Наглядно-чувственное мышление позволяет животным ориентироваться в окружающем его мире, поскольку наглядно-чувственное мышление построено на повторяющемся воздействии среды. И в этой ситуации ощущения и представления постоянно связаны с конкретными вещами.

В основе наглядно-чувственных образов уже лежит некоторое обобщение, т.е. отвлечение от частных, несущественных признаков. Невербальное мышление человека обнаруживается в таких сферах его деятельности, как музыка, архитектура, изобразительное искусство.

Вербальное мышление основано на таких категориях, как понятие, суждение, умозаключение. Эти категории отличает высокий уровень абстракции.

Гипотеза Сепира-Уорфа

Гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности) – разработанная в 30-х годах ХХ века концепция, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Возникла в этнолингвистике США под влиянием трудов Э. Сепира и Б. Л. Уорфа. В соответствии с их представлениями, язык и образ мышления народа взаимосвязаны. Овладевая языком, его носитель усваивает и определенное отношение к миру и видит его под углом зрения, «навязанным» структурами языка, принимает картину мира, отраженную в родном языке. Согласно этой гипотезе, у людей картина мира в значительной степени определяется системой языка, на котором они говорят. Таким образом, предполагается, что люди, которые говорят на разных языках, будут иметь и разные представления о мире, а в случае значительных структурных расхождений между их языками при обсуждении некоторых тем у собеседников могут возникать трудности с пониманием.



Методы языкознания

Метод- путь познания и истолкования любого явления действительности. В узком смысле метод- это система исследовательских приёмов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объектов с той или иной точки зрения. В языкознании объект изучения- язык в многообразии конкрентых исторических форм. 2 типа методов- логический (аналитический, дедуктивный …) исторические методы (сравнительно-исторический, полевой, опрос) Часть методов языкознание заимствует у других наук- структурный метод (дистрибутивный, оппозитивный) Дистрибутивный анализ- метод лингв исследования, при котором классификация языковых единиц и изучение их свойств производится исключительно на основе распределения рассматриваемых единиц в потоке речи. Оппозитивный анализ- метод лингв исследования, при этом методе язык рассматривается как система взаимно-противопоставленных элементов. Методика- включение того или иного исследовательского приёма в процедуру исследования. Различают методику наблюдения, методику обобщения единиц в класс, методика моделирования, экспериментальная методика, итд. Аспекты методики- исследованные стороны языка- функциональные свойства языка.

Методы языка: Описательный метод, применяемый для одного языка- методико-синхронический анализ- характеристика языка на данном этапе его развития. Применяется к определённому языку. Основа методики описательного метода- наблюдение, выделение языковых единиц, сведение их в совокупность. Мы имеем чёткое представление об избранном предмете изучения. Он даёт нам систематизацию, классификацию, характеристику. Начатьным этапом явл- собирание материалов, каталогизация итп.

Сравнительно-исторический метод.- изучение родств языков и их развития.

Сопоставительный или типологический метод- для сравнения не родственных языков.

Статистический метод- для словарей, машинного перевода (в прикладном языкознании)

Экспериментальный метод- используется для изучения образования и восприятия речи.

Язык животных

Язык животных — совокупность способов обмена информацией между животными.

Долгое время термин был условен и биологами писался в кавычках. Однако работы Дж. Хаксли, Л. Коха, Дж. Лилли, Р. Бюснеля, В. Р. Протасова, В. Д. Ильичёва, Л. А. Фирсова, Л. В. Крушинского и других учёных это изменили.

Язык животных задействует много каналов связи — зрительный, обонятельный, слуховой. Важнейшей особенностью является его эмоциональный характер. Элементы этого языка представляют собой экспрессивные возгласы вроде «Внимание!», «Опасность!», «Спасайтесь!», «Поберегись!», «Убирайся прочь!».

Другой важной чертой языка животных является зависимость алфавита сигналов от ситуации. Многие животные имеют в алфавите лишь 10-20 звуковых сигналов, но с помощью них передаётся значительно большее количество информации — в зависимости от ситуации. Смысловое значение большинства сигналов носит вероятностный характер в зависимости от ситуации. Этим язык животных схож с языком эмоций человека. Однако сигналы животных всегда очень конкретны и сигнализируют об определённой обстановке или состоянии. В этом их принципиальное отличие от речи человека.

Язык поз и телодвижений

Важную роль в обмене информацией играет язык поз и телодвижений, а в нём самом — хвост и уши. Их многочисленные положения говорят о более тонких оттенках настроений и намерений хозяина.

Язык запахов

Но важнейшим элементом языка животных является язык запахов. У многих видов есть специальные запаховые железы, которые выделяют специфические для данного вида сильнопахнущие вещества, следы которых животное оставляет на местах своего пребывания и таким образом метит границы своей территории.

Звуковой язык

Звуковой язык имеет ряд преимуществ над двумя другими. Он позволяет животным общаться, не видя друг друга (что нужно для языка поз и телодвижений) или находясь на далёком расстоянии. Использование птицами звуковых сигналов в густых зарослях позволяет им общаться, хотя видеть друг друга они не могут.

Акустика речи

Акусти́ческая фонетика — самостоятельная научная дисциплина, возникшая на стыке лингвистики, физики и биоакустики, изучающая физические свойства речевого сигнала. В рамках данной дисциплины исследуются акустические характеристики звуковых средств языка, а также связь между артикуляцией и её аэродинамическими и акустическими свойствами. Акустический раздел фонетики имеет особое значение для приложений, в которых разрабатываются технические средства анализа речевого сигнала, и для речевых технологий. Акустическая фонетика опирается на ряд базовых физических понятий, относящихся к учению о колебаниях. Благодаря знанию общих законов, управляющих колебаниями, акустическая фонетика оформилась в самостоятельную научную дисциплину (середина 1940-х годов), представляющую собой одну из самых разработанных разделов фонетической науки. Центральной областью исследований данной дисциплины является акустическая теория речеобразования, изучающая связь между органической фазой артикуляции и акустическим результатом артикуляционных процессов.

Акустика— наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием. Акустика является одним из направлений физики (механики), исследующее упругие колебания и волны от самых низких (от 0 Гц) до высоких частот.

Термин «акустика» в 1701 году впервые использовал Жозеф Савёр.

19. Строение речевого аппаратасостоит из трех основных частей: легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея). Гортань с голосовыми связками. Система воздушных полостей, расположенных над гортанью (глотка, носоглотка, рот, нос).

Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – дети учатся на примере речи родителей, воспитателей и своих сверстников.

Первая часть строения речевого аппарата подает струю воздуха, необходимую для образования голоса и звуков речи. Во второй части образуется голос. Третья часть выполняет двойную функцию: она является резонатором, усиливающим звук голоса, в ней образуются звуки речи. Получаются они в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть.

Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое нёбо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть — подниматься и опускаться. Начиная говорить, мы выдыхаем из легких воздух, который по трахее (дыхательному горлу) проходит в гортань. При обыкновенном дыхании или при произнесении звуков, образуемых без участия голоса, голосовые связки широко раскрыты, и воздух свободно проходит через гортань. Когда же голосовые связки сближа-ются или смыкаются, они преграждают путь выдыхаемому воздуху. В этом случае выталкиваемый из легких воздух с силой прорывается между связками и заставляет их дрожать, вибрировать, в результате чего возникает голос.

Строение речевого аппарата зависит от положения языка и губ, если струя воздуха свободно выходит через рот, то, получаются различные гласные звуки, при которых к голосу не примешивается никаких шумов.

Если с помощью языка и губ во рту образуются различные преграды, выдыхаемый воздух трется о них или разрывает их, отчего получаются шумы. Такие шумы в соединении с голосом или без него образуют согласные звуки.

В русском языке имеются шесть гласных звуков: и, э, а, о, у, ы. При произнесении гласных и, э передняя часть спинки языка поднимается вперед и вверх, поэтому они называются передними. При произнесении гласных о, у задняя часть спинки языка (или корень языка) поднимается назад и вверх, поэтому они называются задними. При произнесении гласного ы поднимается средняя часть спинки языка, поэтому он называется средним. При звуке, а язык не поворачивается. В образовании о, у помимо языка принимают участие губы, которые заметно сближаются и округляются при произнесении этих звуков. Поэтому гласные о, у называются губными, остальные гласные негубные. Согласных звуков в русском языке значительно больше, чем гласных: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. В зависимости от преграды шум при произнесении согласных получается разный. Если имеется полная смычка, то струя воздуха взрывает эту смычку, отчего получается мгновенный шум, такие согласные называются смычными или взрывными: б, п, д, т, ц, ч, х, к. Звуки м, н, являются смычными (при м сомкнуты губы, а при н кончик языка прижат к верхним зубам), при них воздух свободно выходит через нос благодаря опущенному мягкому нёбу. Они называются носовыми. Если преграда образуется в виде узкой щели, то получается шум от трения воздуха, непрерывно выходящего из гортани, о края этой щели. Такие согласные называются щелевыми: в, ф, з, с, ж, ш, л, х, щ. Звуки ж, ш, ч, щ, по тому, как они воспринимаются на слух, называются шипящими, а з, с, ц — свистящими. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные произносятся при участии голоса, глухие — без голоса. Звонкими являются звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р; глухими: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Некоторые звонкие и глухие образуют пары: б-п, д-т, г-к, ж-ш, з-с. Звуки л, м, н, р не имеют парных глухих в русском языке, они называются сонорными (звучными). Звуки ц, ч, щ не имеют звонких звуков.

Многие согласные русского языка могут быть и твердыми, и мягкими лук (л – твердый) и люк (л – мягкий), кон (н – твердый) и конь (н – мягкий). Согласные ч, щ всегда мягкие.

Устаревшая лексика

К устаревшей лексике относятся историзмы и архаизмы.

Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия, например: кольчуга, барщина, конка; совр. субботник, воскресник; соцсоревнование, Политбюро. Эти слова вышли из употребления вместе с обозначаемыми ими предметами, понятиями и перешли в пассивную лексику: мы их знаем, но не употребляем а своей повседневной речи. Историзмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Архаизмы – это устаревшие названия существующих и в современности явлений и понятий, для обозначения которых возникли другие, современные названия.

Существует несколько видов архаизмов:

1) слово может устареть целиком и полностью выйти из употребления: ланиты – ‘щеки’, выя – ‘шея’, десница – ‘правая рука’, шуйца – ‘левая рука’, дабы – ‘чтобы’, пагуба – ‘погибель’;

2) у слова может устареть одно из значений, в то время как остальные продолжают использоваться в современном языке: живот – ‘жизнь’, вор – ‘государственный преступник’ (Лжедмитрия II называли «Тушинский вор»); у слова давать в течение последних 10 лет исчезло значение ‘продавать’, а у слова выбросить – значение ‘пустить в продажу’;

3) в слове могут измениться 1-2 звука и / или место ударения: нумер – номер, библио́тека – библиотека, зерцало – зеркало, снурок – шнурок;

4) устаревшее слово может отличаться от современных приставкой и / или суффиксом (дружество – дружба, ресторация – ресторан, рыбарь – рыбак);

5) у слова могут измениться отдельные грамматические формы (ср.: название поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» – современная форма цыгане) или принадлежность этого слова к определенному грамматическому классу (слова рояль, зала употреблялись как существительные женского рода, а в современном русском языке это слова мужского рода).

Устаревание слов – это процесс, и разные слова могут находиться на разных его стадиях. Слова, которые еще не вышли из активного употребления, но уже употребляются реже, чем раньше, называются устаревающими (ваучер).

Функции устаревших слов разнообразны. Во-первых, они могут употребляться непосредственно для называния, обозначения соответствующих предметов, явлений. Таким образом устаревшие слова употребляются, например, в научно-исторических трудах. В художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для обозначения вышедших из употребления реалий, устаревших понятий, но и для создания определенного колорита эпохи. Устаревшие слова могут использоваться в художественном тексте для указания на время, в которое происходит действие. Устаревшие слова (преимущественно архаизмы) могут выполнять и собственно стилистические функции – использоваться для создания торжественности текста.

Грамматические категории

Грамматическая категория - это грамматических слов при различии форм, объединения, группы, совокупности однородных грамматических явлений и прежде всего совокупности однородных свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Единство той или иной категории обусловлено не способом выражения, а общим грамматическим значением.

Так форсы существительных: столу, стене, пути, хотя и имеют разное оформление аффикса, т.е. разную грамматическую форму, но объеденены общим значением дательного падежа существительного.

Категории в грамматике могут быть более широкие, например части речи, и более узкие, например явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в сущ. категория рода, числа, собирательности. Абстрактности, вещественности и т.п., а пределах гл.-категории залога, вила и т.п.

Следовательно термины «грамматические категории» и «грамматические формы» нельзя смешивать. Грам. форма связана о способом выражения: это соотношение грам.значения и грамм.способа выражения\ этого значения в их единстве.

В разных языках свои грамматические категории, в этом и заключается их специфичность.

Грамматические категории бывают морфологическими (лексико-грамматическими и словоизменительными) и синтаксическими. Среди морфологических категорий выделяются, например, грамматические категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа; последовательным выражением этих категорий характеризуются целые грамматические классы слов (части речи). Количество противопоставленных членов в рамках таких категорий может быть различным.

В языках с развитым словоизменением различаются грамматические категории

- словоизменительные, т.е. такие, члены которых могут быть представлены формами одного и того же слова в рамках его парадигмы (например, в русском языке - время, наклонение, лицо глагола, число, падеж, род прилагательных, степени сравнения)

- несловоизменительные (классифицирующие, классификационные), т.е. такие, члены которых не могут быть представлены формами одного и того же слова (например, в русском языке - род и одушевленность/неодушевленность существительных).

Различаются также грамматические категории:

- синтаксически выявляемые (реляционные), т.е. указывающие прежде всего на сочетаемость форм в составе словосочетания или предложения (например, в русском языке - род, падеж)

- несинтаксически выявляемые (референциальные, номинативные), т.е. выражающие прежде всего различные смысловые абстракции, отвлеченные от свойств, связей и отношений внеязыковой действительности (например, в русском языке - вид, время)

такие грамматические категории, как, например, число или лицо, совмещают признаки обоих этих типов.

Редупликация

Редупликация (от позднелат. reduplicatio — удвоение) в языкознании, полное или частичное повторение корня, основы или слова. Употребляется главным образом для выражения: а) множественного числа, например в малайском языке: orang — "человек", orangorang — "люди"; б) большей степени интенсивности действия или качества, например в русском языке: "ходишь-ходишь", "большой-большой"; иногда (например, в малагасийском языке) прилагательные, образованные Р., выражают меньшую степень качества: fotsi-fotsi — "беловатый"; в) различных видовых и т. н. значений в глаголе: в индоевропейских языках частичная Р. при образовании перфекта и презенса. Р. используется также для передачи звукоподражаний: "ку-ку", в английском языке tick-tick.

Супплетивизм (от позднелат. suppletio — пополнение, добавление), способ образования форм и основ слова от разных корней. Как системное явление С. типичен для индоевропейских языков, например: русский "я — меня", литовский aš — mane, английский am — is; в отдельных случаях наблюдается в языках древних генетических групп, например: африкаанс is — was, турецкий im — dir, финский hyvä — parempi. С. в ранние периоды развития языка (ранний С.) обусловлен историей становления лексико-грамматических категорий языка, поздний — фонетическими изменениями корня и семантическими процессами аттракции разных корней. Иногда С. понимается шире, как способ словообразования, например: французский tomber — chute, шведский stjäla — tjuv, английский good — well.

Внутренняя флексия - выражение грамматических значений при помощи изменения состава корня. Например, рус. "собирать" — "собрать", нем. ziehen ("тащат") — zogen ("тащили"), англ. foot ("нога") — feet ("ноги"). В. ф. может применяться наряду с внешней флексией, т. е. с выражением грамматических значений при помощи аффиксов. Такие явления, как образование в араб. яз. "ломаного" множественного числа посредством изменения гласных основы: kitāb ("книга") — kutub ("книги» ) .

Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:

сложение производящих слов.

Например: диван-кровать ← диван□, кровать□; □.

При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;

сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.

Например: лесостепь – лес-о-степь□ ← лес□, степь□;

48. Ударе́ние — выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:

- слога в составе фонетического слова — словесное ударение,

- слова в составе синтагмы — синтагменное ударение,

- синтагмы в составе фразы — фразовое ударение,

- какого-либо слова для подчеркивания его особого значения — логическое ударение

ИНТОНАЦИЯ — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании). Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания;

1. Повествовательная - характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов..

2. Вопросительная И - И. характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.

3. В восклицательной И. а) И. собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова; б) И. побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; И. последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной И.

Служе́бные слова́ — лексически несамостоятельные слова, не имеющие в языке номинативной функции(не называют предметов, свойств или отношений) и выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. Противопоставляются знаменательным, или самостоятельным, словам, отличаясь от них, помимо значения, отсутствием морфологических категорий. Приближаясь к словоизменительным морфемам, служебные слова находятся на грани словаря и грамматики и фактически относятся к сфере грамматических средств языка. Они превосходят знаменательные слова частотностью употребления, но уступают им по численности, составляя список, близкий к закрытому.

Ударение, как и значащее чередование, является способом выражения грамматического значения слова фонетическими средствами.

Роль порядка слов для выражения отношений между словами в речевой цепи в значительной степени связана с употреблением в языке грамматического способа аффиксации. В предложениях Я читаю книгу или Бабушка любит внука возможны любые перестановки слов без изменения их грамматического значения (изменение порядка слов в подобных предложениях играет толь стилистическую или логическую роль). Это обусловлено наличие аффиксов, однозначно передающих грамматические значения слов в данных предложениях. Чем большую роль в языке играет аффиксация для выражения отношений между словами в предложении, тем меньшую грамматическую роль играет порядок слов. Чем большую роль в языке играет аффиксация для выражения отношений между словами в предложении, тем меньшую грамматическую роль играет порядок слов.

49.в русском языке обнаруживаются яркие признаки аналитизма - раздельного выражения лексического и грамматического значений: первое передается в пределах слова, второе - вне его, а именно с помощью вспомогательных слов и средствами контекста (степени сравнения прилагательных и наречий, будущее время и нек. др.). Например, буду красить - морфологического значение будущего времени, 1 лица, единственного числа выражено специальной формой от глагола быть.

синтетизм - Качество языкового строя, заключающееся в нерасчлененном выражении лексического и грамматического значений в пределах таких языковых единиц, как морфема и слово (противоп.: аналитизм).

Синтагма и ее виды

Синтагма-это сочетание двух членов,связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов,где один член является определяемым,а другой -определяющим.

Членами синтагмы могут быть: 1)слова,поэтому самоне простое определение этого явления,вошедшее в школьную практику,-это "два слова,одно из которых определяет другое"(белый хлеб,я ем) 2)морфологические части слов-морфемы и сочетания морфем (водо-воз,дом-ик) 3)словосочетания,выступающие как один член (видел "Горе от ума",работает спустя рукава)

Виды синтагм:

1)"внутренняя синтагма":

-производное слово (дом-домик)

-сложные слова,где обычно одна половина определяет другую(паровоз,профсоюз)

2)"скрытая синтагма"

Это не члены предложения,а предложения.(например, Мороз.Морозит)

3)"внешняя синтагма"

Пары слов,одно из которых определяет другое.(собака ест)

Между членами синтагм могут быть разные отношения:

1)Предикативное.Это отношение выражает зависимость двух членов с обязательной связью времени и наклонения.Через категорию времени речь связывается со своим содержанием ,а через категорию наклонения- со своей целевой установкой.Предикативными могут быть как внешние синтагмы(Солнце светит),так и скрытые(Мороз.Морозит.),но не могут быть синтагмы внутренние(домик,домосед) и синтагмы,где членами являются целые предложения(имеющие внутри себя свою предикацию).

2)По характеру выраженного в них отношения непредикативные синтагмы могут быть:

а)атрибутивными- определяющий член которых называется атрибутом,т.е.называет какой-нибудь признак определяемого вне категорий времени и наклонения(черный негр)

б)объективными-определяющий член которых является объектом,т.е. называет что- нибудь не содержащееся в самом определяемом,но связанное с этим определяемым объектным отношением (ест суп,выпил чаю)

в)регулятивными-определяющий член которых является релятивом,который либо называет какой-либо признак определяемого или называет что-либо не содержащееся в самом определяемом,но связанное определенным отношением(быстро бежит)

Доначертальное письмо

Подлинная история письма начинается с появления начертального письма.Но и до этого люди общались на расстоянии и во времени разнообразными способами и средствами.Первоначальными средствами непосредственной передачи посланий были предметы,которые выступали как символы,то есть предметная символика. (Скифы отправили послание царю Дарию,которое состояло из птицы,лягушки,мыши и пучка стрел)

Более высокую стурень предметного письма представляет собой условная сигнализация,в которой предметы,вещи используются лишь как условные знаки.Из письма условными сигналами наиболее известны "письмо" кипу,вампум,зарубки на бирках и жезлы вестников.

Перуанское письмо древних инков кипу представляло собой систему шнуров из шерсти различного цвета с завязанными на них простыми и сложгыми узлами.Каждый из узлов имел определенное числовое значение.Цвет шнура обозначал золото,серебро,хлеб,солдата и т.д.

Сходным с "письмом"кипу является ирокезское "письмо"вампум. Оно представляет собой нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера.С помощью нитей с определенно расположенными раковинами разных цветов можно было выразить достаточно сложную мысль.Некоторые нити насчитывали до 6-7 тысяч раковин.Обычно отдельные нити с нанизанными на них ракушками соединялись вместе, образуя своего рода пояса вампум.

Также был распространен такой вид письма как бирки с зарубками. Предполагают,что они использовались как для счета,так и для закрепления различного рода отношений-торговых,финансовых и т.д.При торговых и финансовых сделках бирки часто расщеплялись на 2 половины:на половина оставалась у кредитора,другая вручалась должнику.По мере выплаты долга зарубки на каждой половине бирки срезались.

Одной из разновидностей бирки с зарубками являются австралийские жезлы вестников. Они представляли собой круглые палки или прямоугольные дощечки с нарезками.Они вручались специальному гонцу для передачи сообщений.Сочетание зарубок жезла давало как бы образную схему нужного сообщения.Смысл зарубок получателю должен был объяснять гонец,воспроизводя послание по зарубкам.

Пиктография и идеография

Первым историческим типом письма была пиктография,т.е. рисуночное,картинное письмо.Знаки пиктографического письма называются пиктограммами,а наскальные рисунки-петроглифами. Пиктограмма представляла собой схематический рисунок,его художественное достоинство не имело существеноого значения.Первостепеннную важность иимело то,чтобы рисунок что-то сообщал,и это сообщение правильно опознавалось теми,кому оно адресовалось.Пиктография передавала только содержание высказывания,не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения:звучания слов,их грамматических форм,линейного порядка слов.

Разновидности пиктограмм:

1)записи условий обмена предметами охоты,рыбной ловли

2)сообщения о боевых походах,сражениях,охоте

3)различные письма,в том числе любовные

4)летописи-хроники разных племен

5)надгробные мемориальные надписи

6)записи магических и заклинательных фомул,легенд,обычаев,заповедей

Пиктограммы выцарапывались,а затем и рисовались на стенах пещер,на скалах и камнях,на рогах и костях животных.

На почве пиктографии возникает идеографическое письмо. Термин указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия.Идеографическое письмо фиксирует графическими знакамисообщение дословно и передает,кроме словесного состава,также порядок слов.Знаки идеографического письма -идеограммы. Первой ступенью развития идеографического письма является рисуночная идеография.Рисунки имели 2 значения-прямое и переносное.Рисуночная идеография послужила основой для возникновения иероглифического письма (возникло в Египте около 4 тыс. до н.э.)Начертательные знаки этого письма называются иероглифами. Дошедшим до нашего времени иероглифическим письмом является китайское письмо,чему способствовала история Китая и однослоговой характер китайских слов.

Достоинства идеографии:

1)отражает тот язык,который она обслуживает

2)передает на письме не только содержание речи,но и членит ее на отдельные слова

Недостатки идеографии:

1)громоздкий характер идеографических систем,порождающий сложность их усвоения

2)трудность передачи грамматических форм слов

3)грамматические значения приходиться передавать специальными значками(ключами),которые также надо запоминать,что еще более усложняет использование идеографии.

Принципы орфографии

Фонетический принцип орфографии требует писать так,как слышится.Этот принцип является преобладающим,например,в белорусской орфографии,хотя чаще он сосуществует с другими принципами.Морфологический принцип предполагает одинаковое написание морфемы независимо от изменения ее звучания:воды-водяной,города-город.Исторический(традиционный) принцип требует писать слова так,как они писались в прошлом,даже если такие написания расходятся с современными представлениями о звуковом и морфемном составе слова.Например,в русском языке написание и вместо ы после твердых согласных ж,ш(жизнь,жир),написание мягкого знака ь на конце слов после шипящих - мышь,рожь,ешь.

Язык как способность говорить. Язык и общество

Вспоминаем 2 сестёр, найд. В Индии (Камала).Яз. не перед-ся по насл-ву. Теория И.П. Павлова о 1 и 2 сигнальной системы:1. Впечатл-я, ощущ-я и представления от окруж.ср.!! Вывод:1. Яз. Не природ-е,не биол-е явл-е; 2. Сущ. И разв. Яз.не подчинено з-м природы; 3. Физ.пр-ки чел (расовые) не имеют отнош. к яз.; 4. Яз.обл.только люди – 2 сигн.система, кот. нет у жив.

Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Отметим основные направления влияния общества на язык:

• связь происхождения языка с возникновением человеческого общества;

• социальная обусловленность развития языка;

• социальное расслоение языка;

• социальные компоненты в структуре языковых единиц;

• сознател


yazikovie-izmeneniya-v-anglijskom-yazike-v-period-posle-normandskogo-zavoevaniya.html
yazikovie-matrici-fenomena-massovogo-soznaniya-lev-rubinshtejn.html
    PR.RU™