Язык как знаковая система. Языковые уровни и единицы.  

Язык как знаковая система. Языковые уровни и единицы.

Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.

Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками.

Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия. Знак обладает следующими свойствами:

• знак должен быть материальным, доступным восприятию;

• знак направлен на значение;

• содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается ее материальными свойствами;

• содержание и форма знака определяются различительными признаками;

• знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.

Указанные выше свойства знака обусловливают ряд требований культуры речи.

Во-первых, говорящий (пишущий) должен заботиться о том, чтобы знаки его речи (звучащие слова или знаки письма) были удобны для восприятия: достаточно отчетливо слышимы, видимы.

Во-вторых, необходимо чтобы знаки речи выражали некоторое содержание, передавали смысл, причем таким образом, чтобы форма речи помогала легче понять содержание речи.

В-третьих, необходимо иметь в виду, что собеседник может быть менее осведомлен о предмете разговора, а значит, необходимо предоставить ему недостающие сведения, кото-рые, лишь по мнению говорящего, уже содержатся в сказанных словах.

В-четвертых, важно следить за тем, чтобы звуки устной речи и буквы письма достаточно четко отличались друг от друга.

В-пятых, важно помнить о системных связях слова с другими словами, учитывать многозначность, использовать синонимию, иметь в виду ассоциативные связи слов.

Таким образом, знания из области семиотики (науки о знаках) способствуют повышению речевой культуры.

Языковой знак может быть знаком кода и знаком текста. Знаки кода существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков. Знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц. Культура речи предполагает внимательное отношение говорящего к связности произносимого или письменного текста.



Единица языка — элемент системы языка, неразложимый в рамках определённого уровня членения текста и противопоставленный другим единицам в подсистеме языка, соответствующей этому уровню. Может быть разложима на единицы низшего уровня.

В отношении разложимости различают простые и сложные единицы: простые абсолютно неделимы (морфема как значимая единица, фонема); сложные делимы, однако деление обязательно обнаруживает единицы низшего языкового уровня.

Совокупности основных языковых единиц образуют уровни языковой системы.

По признаку наличия звуковой оболочки выделяются следующие типы единиц языка:

• материальные — имеют постоянную звуковую оболочку (фонема, морфема, слово, предложение);

• относительно-материальные — имеют переменную звуковую оболочку (модели строения слов, словосочетаний, предложений, обладающие обобщённым конструктивным значением, воспроизводимым во всех построенных согласно им единицах);

• единицы значения — не существуют вне материальных или относительно-материальных, составляя их смысловую сторону (сема, семема).

Среди материальных единиц по признаку наличия значения выделяются:

• односторонние — не имеют собственного значения (фонема, слог); участвуют в формировании и различении звуковых оболочек двусторонних единиц. Иногда к односторонним единицам относят и сами звуковые оболочки;

• двусторонние — помимо звучания, наделены значением (морфема, слово, фразеологическая единица, предложение). Могут также называться высшими единицами языка.

Уровни языка основные «ярусы» языковой системы – фонемы, морфемы, слова (лексемы), словосочетания (тагмемы) – как объекты научного исследования языка, определяемые свойствами единиц, выделяющихся при последовательном членении языкового потока. Одни учёные стремятся к расширению числа У. я., возводя любую из поддающихся выделению сложных единиц в ранг отдельного уровня, другие считают научно значимыми лишь два У. я.: дифференциальный (на этом уровне язык выступает только как система различительных знаков, к которым относятся, помимо естественных звуков речи, также различительные письменные знаки, способные различать единицы семантического уровня) и семантический [на этом уровне выделяются морфемы, слова и словосочетания как двусторонние единицы, т. е. с учётом как их звуковой стороны, или выражения, так и их внутренней (семантической) стороны, или содержания].



Язык животных

Язык животных — совокупность способов обмена информацией между животными.

Долгое время термин был условен и биологами писался в кавычках. Однако работы Дж. Хаксли, Л. Коха, Дж. Лилли, Р. Бюснеля, В. Р. Протасова, В. Д. Ильичёва, Л. А. Фирсова, Л. В. Крушинского и других учёных это изменили.

Язык животных задействует много каналов связи — зрительный, обонятельный, слуховой. Важнейшей особенностью является его эмоциональный характер. Элементы этого языка представляют собой экспрессивные возгласы вроде «Внимание!», «Опасность!», «Спасайтесь!», «Поберегись!», «Убирайся прочь!».

Другой важной чертой языка животных является зависимость алфавита сигналов от ситуации. Многие животные имеют в алфавите лишь 10-20 звуковых сигналов, но с помощью них передаётся значительно большее количество информации — в зависимости от ситуации. Смысловое значение большинства сигналов носит вероятностный характер в зависимости от ситуации. Этим язык животных схож с языком эмоций человека. Однако сигналы животных всегда очень конкретны и сигнализируют об определённой обстановке или состоянии. В этом их принципиальное отличие от речи человека.

Язык поз и телодвижений

Важную роль в обмене информацией играет язык поз и телодвижений, а в нём самом — хвост и уши. Их многочисленные положения говорят о более тонких оттенках настроений и намерений хозяина.

Язык запахов

Но важнейшим элементом языка животных является язык запахов. У многих видов есть специальные запаховые железы, которые выделяют специфические для данного вида сильнопахнущие вещества, следы которых животное оставляет на местах своего пребывания и таким образом метит границы своей территории.

Звуковой язык

Звуковой язык имеет ряд преимуществ над двумя другими. Он позволяет животным общаться, не видя друг друга (что нужно для языка поз и телодвижений) или находясь на далёком расстоянии. Использование птицами звуковых сигналов в густых зарослях позволяет им общаться, хотя видеть друг друга они не могут.

Акустика речи

Акусти́ческая фонетика — самостоятельная научная дисциплина, возникшая на стыке лингвистики, физики и биоакустики, изучающая физические свойства речевого сигнала. В рамках данной дисциплины исследуются акустические характеристики звуковых средств языка, а также связь между артикуляцией и её аэродинамическими и акустическими свойствами. Акустический раздел фонетики имеет особое значение для приложений, в которых разрабатываются технические средства анализа речевого сигнала, и для речевых технологий. Акустическая фонетика опирается на ряд базовых физических понятий, относящихся к учению о колебаниях. Благодаря знанию общих законов, управляющих колебаниями, акустическая фонетика оформилась в самостоятельную научную дисциплину (середина 1940-х годов), представляющую собой одну из самых разработанных разделов фонетической науки. Центральной областью исследований данной дисциплины является акустическая теория речеобразования, изучающая связь между органической фазой артикуляции и акустическим результатом артикуляционных процессов.

Акустика— наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием и воздействием. Акустика является одним из направлений физики (механики), исследующее упругие колебания и волны от самых низких (от 0 Гц) до высоких частот.

Термин «акустика» в 1701 году впервые использовал Жозеф Савёр.

19. Строение речевого аппаратасостоит из трех основных частей: легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея). Гортань с голосовыми связками. Система воздушных полостей, расположенных над гортанью (глотка, носоглотка, рот, нос).

Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – дети учатся на примере речи родителей, воспитателей и своих сверстников.

Первая часть строения речевого аппарата подает струю воздуха, необходимую для образования голоса и звуков речи. Во второй части образуется голос. Третья часть выполняет двойную функцию: она является резонатором, усиливающим звук голоса, в ней образуются звуки речи. Получаются они в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть.

Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое нёбо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть — подниматься и опускаться. Начиная говорить, мы выдыхаем из легких воздух, который по трахее (дыхательному горлу) проходит в гортань. При обыкновенном дыхании или при произнесении звуков, образуемых без участия голоса, голосовые связки широко раскрыты, и воздух свободно проходит через гортань. Когда же голосовые связки сближа-ются или смыкаются, они преграждают путь выдыхаемому воздуху. В этом случае выталкиваемый из легких воздух с силой прорывается между связками и заставляет их дрожать, вибрировать, в результате чего возникает голос.

Строение речевого аппарата зависит от положения языка и губ, если струя воздуха свободно выходит через рот, то, получаются различные гласные звуки, при которых к голосу не примешивается никаких шумов.

Если с помощью языка и губ во рту образуются различные преграды, выдыхаемый воздух трется о них или разрывает их, отчего получаются шумы. Такие шумы в соединении с голосом или без него образуют согласные звуки.

В русском языке имеются шесть гласных звуков: и, э, а, о, у, ы. При произнесении гласных и, э передняя часть спинки языка поднимается вперед и вверх, поэтому они называются передними. При произнесении гласных о, у задняя часть спинки языка (или корень языка) поднимается назад и вверх, поэтому они называются задними. При произнесении гласного ы поднимается средняя часть спинки языка, поэтому он называется средним. При звуке, а язык не поворачивается. В образовании о, у помимо языка принимают участие губы, которые заметно сближаются и округляются при произнесении этих звуков. Поэтому гласные о, у называются губными, остальные гласные негубные. Согласных звуков в русском языке значительно больше, чем гласных: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. В зависимости от преграды шум при произнесении согласных получается разный. Если имеется полная смычка, то струя воздуха взрывает эту смычку, отчего получается мгновенный шум, такие согласные называются смычными или взрывными: б, п, д, т, ц, ч, х, к. Звуки м, н, являются смычными (при м сомкнуты губы, а при н кончик языка прижат к верхним зубам), при них воздух свободно выходит через нос благодаря опущенному мягкому нёбу. Они называются носовыми. Если преграда образуется в виде узкой щели, то получается шум от трения воздуха, непрерывно выходящего из гортани, о края этой щели. Такие согласные называются щелевыми: в, ф, з, с, ж, ш, л, х, щ. Звуки ж, ш, ч, щ, по тому, как они воспринимаются на слух, называются шипящими, а з, с, ц — свистящими. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные произносятся при участии голоса, глухие — без голоса. Звонкими являются звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р; глухими: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Некоторые звонкие и глухие образуют пары: б-п, д-т, г-к, ж-ш, з-с. Звуки л, м, н, р не имеют парных глухих в русском языке, они называются сонорными (звучными). Звуки ц, ч, щ не имеют звонких звуков.

Многие согласные русского языка могут быть и твердыми, и мягкими лук (л – твердый) и люк (л – мягкий), кон (н – твердый) и конь (н – мягкий). Согласные ч, щ всегда мягкие.


yazikovie-osobennosti-nauchnoj-rechi.html
yazikovie-osobennosti-tekstov-oficialno-delovogo-stilya.html
    PR.RU™