Юмор как отражение попыток избежать психического регресса и сохранить самоконтроль и психологическую автономность  

Юмор как отражение попыток избежать психического регресса и сохранить самоконтроль и психологическую автономность

Американский психоаналитик И. Джейкаб отмечает, что «про-явление пациентом чувства юмора может являться признаком его повышенного контроля над в процессом психотерапии» (Ja-kab, 1998, р. 19). Кроме того, проявление юмора в психотерапии рассматривается как признак высокой когнитивной активности клиента и его сопротивления психическому регрессу.

Юмор как отражение попыток избежать психического регрес-са и сохранить самоконтроль и психологическую автономность часто сопровождал начальный и переходный этапы групповой арт-терапии. Одна из задач данного этапа (лучше – данных эта-пов) заключается в приобретении первого опыта работы с арт-терапевтическими техниками и группового взаимодействия

с тем, чтобы пациенты были подготовлены к реализации основ-ных задач арт-терапевтического вмешательства на более зрелых этапах развития группы, хотя часть перечисленных задач, напри-мер симптоматическая стабилизация, имеет и самостоятельное психотерапевтическое значение.

Используемые техники всегда комплексно затрагивают раз-личные аспекты арт-терапевтического воздействия, в то же вре-мя можно выделить некоторые приоритетные задачи их приме-нения. Например, техника «Поочередное рисование», в первую очередь, направлена на активацию невербального взаимо-действия, «Акватипия» и «Каракули» – на спонтанное выраже-ние чувств и стимуляцию образного мышления. Немаловажное значение на этом этапе имеет достижение первых позитивных результатов – как на уровне опыта, так и на уровне создания изобразительной продукции, которая, несмотря на отсутствие у большинства пациентов развитых художественных навыков, обладает яркостью и выразительностью.



В этой ситуации юмор часто проявлялся уже при первом ис-пользовании изобразительных материалов и техник с регрессив-ной направленностью, к которым можно отнести такие техники

и темы, как «Воспоминания из детства», «Акватипия» и «Караку-ли», а также рисование в паре с партнером, дорисовывание изоб-разительных элементов.

При работе на тему «Воспоминания из детства» нередко об-наруживалось двойственное восприятие прошлого опыта: с од-ной стороны, оно воспринималось многими как источник поло-жительных, преимущественно светлых переживаний; с другой стороны, часто проявлялось стремление дистанцироваться от прошлого с присущей ему детской позицией и зависимос-тью от окружающих. Так, М. при разработке данной темы соз-дал рисунок с изображением себя в образе пионера, играющего на барабане (рисунок 26). При этом он изобразил ряд харак-терных для детских рисунков элементов, например, солнышко



и травку.

Во время работы в технике «Акватипия» пациент А. исполь-зовал сочетание красного и зеленого цветов (дополнительные цвета, которые могут отражать амбивалентную позицию – по-требность в эмоциональном отреагировании, с одной сторо-ны, и желание контролировать и сдерживать эмоции, с другой). Созданный им образ (рисунок 27) рассмешил и самого авто-ра, и группу, вызвав бурную положительную эмоциональную

Рис. 26.Рисунок М. на тему «Воспоминания из детства»



Рис. 27.Рисунок А., созданный в технике «Акватипия»

реакцию, и явно (в совокупности с другими проявлениями на данном занятии) способствовал снятию напряжения всей группы.

При работе в технике «Акватипия» и другие участники груп-пы создали выразительные художественные, часто гротескные образы. Уже в процессе оформления красочных отпечатков и обо-значения образов участники проявили повышенный интерес

к тому, что создается соседом, что способствовало взаимной ин-дукции. Так, пациент М., как и А., создал образ животного, ис-пользовав зеленый и красный, а также и темно-фиолетовый цве-та (также дополнительные друг другу). Животное с красными глазами выглядит трогательным, испуганным и в то же время любопытным (рисунок 28).

При использовании на одном из первых занятий техники «По-очередное рисование» (аналога известной интерактивной тех-ники рисования каракулей Д. Винникотта) отношение к зада-нию может быть различным: от откровенного скепсиса, кривых усмешек и недоверия до более заинтересованного или игривого. Уже вскоре после начала работы в парах начинают появляться улыбки и другие живые человеческие реакции, возникает ожив-ленная «рабочая суета», между отдельными участниками впер-вые устанавливается взаимодействие, как правило, шутливого характера. Общая атмосфера начинает меняться в сторону боль-шей раскрепощенности.





Рис. 28. Рисунок М., созданный в технике «Акватипия»

В этот момент практически всегда в более или менее выраженной форме появляется интересный феномен. Сначала во всем невер-бальном поведении большинства участников начинает явно до-минировать неподдельный интерес к незамысловатому заданию, затем на лицах появляются улыбки, сопровождаемые отдельны-ми непроизвольными «смешками», дальше довольно часто пере-растающими в уже откровенный, иногда просто неудержимый «гомерический» хохот. Такая бурная эмоциональная реакция воз-никает сначала эпизодически у отдельных участников или пар в тесной связи с непосредственно выполняемой работой, напри-мер при внесении своего «удачного штриха» или в момент пере-дачи листка с изображением партнеру. Затем атмосфера свобод-ной творческой игры и юмора начинает доминировать на уровне всей группы. Очевидно, техника «Поочередное рисование» пре-доставляет великолепную возможность отреагировать сдержи-ваемое психологическое напряжение и достичь катарсической разрядки.

Примером выполнения данной техники является следующий рисунок (рисунок 29), включающий несколько гротескных обра-зов агрессивного и сексуального характера. В процессе совмест-ной работы оба участника то и дело смеялись, передавая друг другу эстафету юмора и творческой игры.



Рис. 29. Пример рисования каракулей в паре


z-raznoobraznie-ovoshi-i-frukti-neobhodimo-upotreblyat-neskolko-raz-v-techenie-dnya-i-v-kolichestve-bolee-400-gden-dopolnitelno-k-kartofelyu.html
z-summi-pribili-podlezhashie-perechisleniyu-v-byudzhet.html
    PR.RU™